Лекция 7
Институты государственной власти. 1. Парламент - высший
законодательный и представительный ор-ган власти. 2. Правительство - высший
исполнительный орган. 3. Глава государтсва и его роль в структуре интитутов
власти. 4. Судебная власть, как вид государственной власти.
1. Государство располагает разветвленой системой органов власти,
клю-чевую роль играют органы законодательной (парламент), исполнительной
(правительство) и судебной власти. Эти органы осуществляют разделение властей,
осуществляют реальное управление страной. Они должны быть независимы и
уравновешены друг другу. Среди институтов власти важ-ное место занимает
парламент - высший законодательный и представи-тельный орган. Представительный -
в нем заседают избараемые или час-тично назначаемые представители народа -
депутаты. Депутат - это чело-век, представляющий народ, от имени народа
принимает государственное решение. Законодательный - его задача принимать
закон. Парламент - слово впервые появилось в Англии. История
представи-тельных органов уходит в глубь веков. Они существовали в Древней
Гре-ции, Риме. Там оно существует в виде народного собрания, которое изби-рало и
изгоняло должностных лиц, принимало или отвергало законы. Первый парламент
возник в 1265 г. в Англии. Однако он не был в бук-вальном смысле слова органом
народного представительства. Первый парламент представляел высшие
сословия. Народными представительными органами парламенты стали после
буржуазной революции, введение всеобщего избирательного права. Парламенты в
разных странах назывались по разному. Парламент - Великобритания, Франция;
Конгресс - США, Латинская Америка; сейм - Польша, Финляндия; кнесет - Израиль,
Федеральное собрание - Россия, Народное собрание - Беларусь. Парламенты
бывают 1-2 палатным, 1-палатный в небольших унитар-ных странах - Дания, Швеция,
Греция. 2-х палатная - в федеративных и более крупных государствах (Германия,
Россия, Беларусь). Парламент Великобритании состоит из нижней палаты (палата
общин) и верхней па-латы (палата лордов). Во Франции - из национального собрания
(нижняя палата), сенат (верхняя палата). В США - верхняя (сенат), нижняя (палата
представителей). В России - нижняя - Дума - верхняя - Совет Федерации. В РБ -
нижняя - палата представителей, верхняя - Совет Республики. Наличие палат
имеют положительные и отрицательные черты: Положительные: 1. Увеличивается
народное представительство. 2. Позволяет представляеть народ - регионы,
области, местную власть. 3. Позволяет учитывать ее влияние. 4.
Способствовать разделению властей.
Отрицательные: 1. Усложнение бюрократии, принятие законов.
Верхняя и нижние палаты имеют отличия: 1. Нижняя палата практически
всегда выбирается народом, а верхняя - или выбирает народ (Польша, США);
назначается главой государст-ва (Канада), частично избирается или назначается
(Беласусь), на-следование (Великобритания - 1360 лордов). 2. Верхняя палата
имеет более долгий срок полномочий. В США - верхняя палата - 6 лет, нижняя
палата - 2 года. Франция - верхняя палата - 6 лет, нижняя - 5 лет. В РБ - на 4
года. 3. В верхнюю палату выбираются более опытные (сталые люди), а в нижнюю
- с 21 года. В РБ верхняя палата - с 30 лет, нижняя - с 21 года. 4. Верхняя
палата по количеству меньше нижней.
Верхняя палата избирается по 8 членов из областей; 8 -из Минска, и 8
назначаются президентом. Членом верхней палаты может быть человек, который
проживает на данной территории последние 5 лет. Обе палаты в РБ выбираются на 4
года. Парламент - это проффесиональный постояннодействующий орган. Она
работает круглый год. В РБ парламент собирается на 2 сессии в год. В Западных
странах члены парламента не может быть госслужащие, представители духовенства,
силовых структур, т.к. они должны выпол-нять законы принятые
парламентом. Депутаты парламента обладают депутатским иммунитетом
(депутат-ская неприкосновенность). Депутат не может быть задержан, лишен
не-прикосновенности без согласия парламента, кроме измены, тяжелого
пре-ступления, задержаны на месте. Уголовные дела рассматривает верхов-ный
суд. Депутаты парламента имеют полномочия: 1. Право законодательной
инициативы. 2. Право голоса при принятии закона или решения. 3. Право
запроса в устной форме или письменном виде. 4. Имеют право избирать
руководящие органы парламента.
В
больших странах члены парламента имеют право создавать партии, парламентские
блокт. Руководит парламентом - председатель спикер). Полномочия парламента
зависят от формы правления. В президент-ской республике, монархии - роль
парламента меньше. В парламентских - большая. В парламентской республике,
парлаент формируеет внешнюю и внутреннюю политику, выбирает
президента.
Основные полномочия парламента РБ: 1. Рассматривают проекты
законов. 2. Выборы президента. 3. Назначение премьер-министра. 4.
Заслушивает премьер-министра. 5. Назначение членов суда.
Принимаемые законы рассматриваются нижней, а затем верхней пала-той. Все
законопроекты проходят 4 чтения. 1) то, что принимают за осно-ву; 2) дополнения;
3) согласование и уточнение; 4) устранение шерохова-тостей. Закон принятый
парламентом поступает президенту на подпись. Пре-зидент может отклонить, внести
изменения. Этот законопроект может быть повторно, если за него проголосовало 75%
депутатов. Если в тече-ние 10 дней президент не вернул законопроект, он все
равно утвержден. Парламент может быть распущен досрочно. В РБ может быть
распу-щен, если откажет в доверии правительству, откажется принять на пост
премьер-министра. Параламент может быть распущен, если будет грубое нарушение
закона. Не допускается роспуск парламента: - в течение одного года
работы; - в последние 6 месяцев работы президента; - при отсрочке
президента от власти (импичмент); - в условиях чрезвычайного военного
положения.
2. Среди органов большую роль играет правительство. Оно является
цен-тральным институтом управления государством. Ни одно не может суще-ствовать
без правительства. Правительство - центральный коллегиальный орган, т.к. сюда
входят министры. Оно осуществляет исполнительную и распорядительную функции. В
большинстве стран правительство называют кабинетом ми-нистров, или советом
министров. В Швейцарии - федеральный совет. Глава правительсва - премьер-министр
(председатель совета министров). В Австрии и Германии - канцлер. В РБ -
премьер-министр (Г. Новицкий). Правительсво формируется по-разному. В
парламентских республиках оно формируется парламентом, в президентских -
президентом. Но в за-падных странах при обеих формах правления - правительсво
формируется из членов, которые победили на выборах или набрало большинство. В
Беларуси - только 5 членов правительсва формируются с согласия членов
парламента, а остальные называются президентом. В паралментской республике
правительство ответственно перед пар-ламентом, в президентской - перед
резидентом. В РБ подочетно президенту, ответственно перед
парламентом. Правительство в своей структуре включает министерство,
государст-венный комитет, общереспубликанские учреждения. В США входит в
состав правительства 12 департаментов. В РБ в состав входит 24 министерства,
12 государтсвенных комитета, 9 общереспубликанских объединения. Всего в органах
государственного управления занято 110000 человек.
Функции правительсва: 1. Осуществляет общее руководство и управление
внутриреспубли-канскими и внешними делами. 2. Координирует и согласовывает
деятельность министерства. 3. Разрабатывает проект бюджета и после
исполняет. 4. Через министерство руководит экономикой, образованием. 5.
Обладает законодательной инициативой. 6. Представляет страну на международной
арене.
Подобные полномочия выполняет и правительсво РБ, но еще: 1.
Разрабатывает направления внешеней и внутренней политики. 2. Издает
постановления.
Руководит правительсвом - премье-министр, проводит заседания,
под-писывает решения правительсва, информирует президента о своей
дея-тельности. Правительственная деятельность опирается на бюрократический
аппа-рат. В соответствии со ст. №106 РБ првительство может быть отправлено в
отставку, если ему откажет в доверии парламент, или сам президент его отстранит
в отставку.
3. Правительсво - распорядительный орган. Важное место занимает глава
правительства. Это определено тем, что самое демократическое государ-ство
нуждается в управлении. Далжен быть человек олицетворяющий го-сударство,
является символом - глава государства. Это может быть: 1. Племенной вождь
(Западная Самоа). 2. Наследный принц (Бельгия, Нидерланды). 3. Назначенный
монарх (Саудовская Аравия). 4. Имперал-губернатор (Австрия). 5. Глава
хунты (Чили, Парагвай). 6. Президент.
В
СССР - был председатель президиума. В РБ - главой был председатель верховного
совета. В 102 странах - глава государтсва - президент. Если монарх по
наследству пожизненно, то президенты избираются на срок и народом. Президент
Заира и Малавиии - пожизненный глава госу-дарства. В современном понимании
первый президент - Дж. Вашингтон. В Ри-ме - были цезарь - Юлий и др. Президент
ключевая фигура между законо-дательной и исполнительной властью. Он связывает,
соединяет законода-тельную, исполнительную и судебную власти - зависит от формы
правле-ния.
Формы правления: президентская, парламентская, смешанная. При
президентской и смешанной форме получаются полномочия в ре-зультате выборов. Во
Франции, России - президент выбирается народом. В США - голосуют 500 ывборщиков,
которые избирались народом. При параламентской - президент избирается
парламентом (Латвия, Греция, Израиль, Чехия). В ФРГ - выбирается собрание
уполномоченных земель и параламент. В Швейцарии - федеральный совет. В
большинстве стан президент избирается на 5 лет (Россия, Франция, РБ). В США и
Латинской Америке - 4 года. В Швейцарии - 1 год. Не мо-жет быть больше двух
сроков подряд. Ограничения: 1. Возраст. В РБ: - президент не моложе
35 лет - нет судимостей - проживает в РБ более 5 лет - гражданин
РБ
Полномочия президента. В президентских и смешанных государствах
широкие полномочия. Обладает возможностью воздействия на законодательный
процесс, ре-альной исполнительной властью, силами правопорядка, является
главно-командующим. В США - президент - глава государства и правительства.
Формируется парламентом и может распустить его. Здесь существует жесткое
разделение властей. Парламент не может распустить правительство, а президент
разогнать парламент. В смешанных государтсвах - двойная ответственность
правительства. Конгрисингатура - дикреты приобретают силу, если их
подписывает глава правительства. В параламентских республиках: президент -
символ государства, под-писывает законы парламента, всей деятельностью руководит
премьер-министр. В РБ - президент занимает особое место, его полномочия прямо
или косвенно перекрывают все ветви власти. Он - верховный главнокоман-дующий,
гарант конституции, олицетворяет единство народа, представля-ет республику на
мировой арене. Он не только глава государства и руководит и формирует
правитель-ство. Может назаначать и смещать губернаторов, судей. Может
объявля-еть о чрезвычайных событиях. Он может распустить парламент, если
пар-ламент вынесет квотум недоверия президенту,если параламент не утвер-ждает
премьер-министра дважды. Президент имеет свою администрацию. Главная задача
администрации - обеспечивать взаимодействия президента с органами власти. В
случае смещения президента, исполнителняет обязанности премьер-министр (или
вице-президент).
4. Законодаетльные органы издаеют законы, исполнительные -
предо-пределяют в жизнь, суд - наказыет за нарушение законов и их
несоблю-дение. Судебная власть - система независимых государствееных
ораганов, судов, признанных от имени государства осуществлять правосудие.
Су-дебная власть осуществляется только судом. Судебная власть основыва-ется на
авторитетности, уважении, традиции. Решение судебных органов - закон
обязательного выполнения. Судебная власть осущестляется системой судов:
конституционный, верховный, высший хозяйственный, областные, муниципальные и
другие суды. Существенное место занимает прокуратура. Прокуратура: -
Осуществляет надзор за точным исполнением законов, декретов, общественных
организаций. - Надзор за исполнением по гражданско-административными
нару-шениеми, поддерживает испонительные суда. Суд возник вместе с
государством (князьями, вождями)
Функции суда: 1. Наказания - за нарушение государственных
предназначений. 2. Разрешение споров между государством и гражданином. 3.
Разрешение конфликтов между государством и предприятием. 4. Восстановление и
реабилитация правосудия.
В
демократических государствах: 1. Независимость суда. 2. Выборы суда (США -
пожизненен). 3. Коллегиальное рассмотрение больших дел. 4. Право на
обжалование решений. 5. Гласность. 6. Состязаетльство судей (прокурор и
судья упражняются в красноре-чии). 7. Равенство субъектов перед
законом. 8. Никто не виноват, пока суд не вынес этого решения.
Класификая судов: 1. Суды универсальные - военные. -
Дисциплинарные. Состема суда строится по принципу территориальной. Суд
подчинен закону и никому больше. Контроль за конституцией. Осуществляется
конституционным судом РБ. 6 судей и председатель конституционногго суда -
назначается прези-дентом. 6 - назначается высшей палатой. Срок - 11 лет,
предельный воз-раст - 70 лет. Конституционный суд дает заключение о
соответствии законов, декре-тов и др. конституции. Это главный орбитр в
правомощности, легитивно-сти. Конституционный суд - гарантирует свободу,
право собственности, международные права. Граждане РБ, и проживающие за
пределами, неза-висимо от проживания может купить жилье в
республике.
|