Лекция
1
Политология пришла
из Западной Европы. Зародилась в античности (Платон, Аристотель) Социология -
во Франции, анализировала социальное общество (соц. физика). В государстве
каждый человек нуждается в изучении науки, анализи-рует политические отношения в
жизни государства, людей. Политология как дисциплина началась преподаваться в
конце 19 в. в США. В Зап. Европе в 1948 по решению ЮНЕСКО. В СССР политология
и социология были помехой административному управлению и были запрещены с
генетикой и кибернетикой. Сегодня отношение к политологии и социологии
изменилось. Препод во всех ВУЗах. Становление РБ как самостоятельного
государства, борьба за власть между социально-политическими группами вызвала
проблему изучения политологии и социологии. Все должны знать основные
механизмы политики, отстаивать свои ин-тересы, обрести равновесие и не быть
пешкой в политической игре, что-бы было меньше ошибок в формировании власти.
Особенно актуальна политология и социология для молодежи, т.к. она участвует в
решении разных вопросов в развитии медицины, формирования политического
мышления.
Вопросы 1. П.,
ее предмет и методы. А) предмет П., ее методы и функции Б) сущность и
содержание политики В) основные задачи П., ее значение в медицине.
1А П. Как
понятие образуется из двух греческих слов: politia - город, logos - наука,
учение. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления
обществом. Объект политологии - политическое устройство, политическая власть,
ее функционирование. Общественная жизнь включает экономику, поли-тику. Культуру,
религию и др. Предметом также является изучение законности развития
политиче-ских процессов. Наряду с изучением политики, которая является
основной сферой дея-тельности, занимается изучением коллективного сознания,
теории поли-тической идеологии, полоитической психологии. Элементы
политики: 1. Теория политики - философское обоснование политики. 2. Теория
политических институтов и систем: государство, партии, политические режимы,
общественные организации. 3. Теория международных отношений: ведение войн,
проблемы на-циональной и мировой политики, решение проблем мира и войны. 4.
Теория социальных компонентов власти и управление в обществе: правительства,
правящих элементов, лидерства. 5. Политическая идеология и теория
политических учений.
Методы
политологии. 1. Диалектический - учение о развитии. Раскрывает взаимосвязи
меж-ду политикой общества, между обществом и культурой, обществом и человеком,
обществом и нравственностью. Это универсальный метод. 2. Социологический -
накопление и систематизация материала, анке-тирование. 3. Коммуникативный -
изучает элементы политического процесса во взаимодействии и развитии. 4.
Сравнительный. Чей-то опыт нельзя копировать, а сравнить можно. 5. Системный.
Элементы политической системы сливаются в единый процесс.
Функции: 1.
Гноссеологическая (познавательно-объянительная): информация о роли государства,
знания о политике. 2. Прогностическая - прогнозирование последствий
принимаемых ре-шений. Взгляд в будущее, как в жизни использовать полученные
знания. 3. Критическо-мироваззренческая - подвергает критике политические,
социальные взгляды, помогает найти ценные аспекты политическо-го учения. 4.
Инструментально-прогматическая. Как принять решение? Как най-ти выход из тяжелой
политической ситуации?
Сущность и
содержание политики. Политология изучает политику. Существует много
определений поли-тики. Политики есть выражение разума. Политология - это
наука и искусство. Политология - взаимоотношения между нациями и государством.
Политология - это цепь компромиссов. Политология - реальная комбинация
компромиссов, интересов, поли-тических пристрастий. Все экспромты в политике
предусмотрены.
Платон (427 - 344
г. до н. э.). Политология - умение управлять людьми. З формы правления: -
монархия; - олигархия - власть немногих; - демократия - власть
большинства. Вскрыл правовые формы: - монархия; - аристократия; -
полития - всеобщая демократия. Это может превратиться в неправильную
форму: - монархия в тиранию; - аристократия в олигархию; - полития -
демократия в охлократия.
Аристотель (384
-332 г. до н. э.) Политология - управление обществом через государство и
государством. Политология - искусство управлять деятельность классов, органов
государственного правления, определяе-мый интересами и целями. Политика
бывает внутренней и внешней. Внутренняя - отношения внутри государства:
экономика, наука, куль-тура, образование. Внешняя - отношения между
государствами, людьми, народами. Внутренняя политика - главная. Ядро
политики - проблема удержания политической власти, завоева-ние, использование
ее. Различают модели политики: государство, полиция, суд, парламент, армия,
разведка. Политика - деятельность государства, борьба за власть, работа полиции,
парламента и др.
Маркс. I место -
экономика, которая определяет политику. II место - политика. Первая роль
отводилась партии = диктатура пролетариата.
Задачи
политологии. 1. Дать четкое понятие политической власти, о механизмах
осуществ-ления политики. 2. Изучение государства, изучение политических
партий и обществен-ных организаций. Обеспечение свобод человеку, достойной
жизни. 3. Анализ процессов формирования партийной системы, т.к. они
непо-средственно участвуют в борьбе за власть. Проведение реформ. Гармонизация
отношений между людьми и исследование проблем демократии.
Медики управляют
своей медицинской отраслью. Политология - сфера взаимоотношения между
большими социальны-ми группами людей (социальные слои, классы, нации), ядром
которых является борьба за завоевание, удержание и функционирование
полити-ческой власти.
Основные этапы
развития политической мысли. 1. Политическая мысль в античности и средних
веках. 2. Политические идеи эпохи буржуазных революций, эпохи Возраж-дения
17-18 вв. 3. Политические идеи во Франции, период подготовки к проведению
буржуазных революций 1789-1794 гг. 4. Политические идеи Германии. 5.
Политические идеи России и Беларуси 19 в.
1. Разделился
на др. Запад и др. Восток. Связано с произодительством и возникновением
государства. Афины , Спарта , Македония , Персидское царство, Египетское
царство, Китайская империя, др. государства Индии, т. е. В античности и ср.в.
существовали различные государства - это выс-шая форма организации
народа. Наивысшего развия политическая мысль достигла в Др. Греции, там
наиболее были развиты города (полисы). Платон - идеолог афинской
рабовладельческой демократии. Вывод о необходимости социального переустройства
общества для устойчивости с помощью государства. Государство - важнейший элемент
решения зада-чи. Свободные элины должны быть разделены по природным данным на
философов, воинов, трудящихся. Власть у философов, руководящими различными
понятиями, общими критериями. Пока в государствах не бу-дут царствовать
философы, до тех пор государство не избывится от зла. Чтобы оградить философов
от страстей человеческих нужно ликвидиро-вать частную собственность. Воины
обязаны проводить жизнь около фи-лософов и у них не должно быть не домов, не
земли, не имущества. Частная собственность сохраняется для свободных
рабовладельцев. Философы и воины в идеальном государстве - коллективные
рабовла-дельцы. Платон возродил афинскую идеологию. Он понял бусловлен-ность
индивида в государстве, т.е. человек в государстве должен быть гражданином, т.е.
политическая власть тесно связана с людьми.
Аристотель -
учение о логике и государстве. Человек - животное об-щественное, назначение свое
он находит в общении. Поэтому в суде не дают больше 25 лет, т.к. человек теряет
человеческий опыт. Вне государ-ства человек не выполняет свое назначение. В
зависимости от цели пра-вителя различают правильную и неправильную форму
государственного строя. Правильным считают тот строй, когда преследуются цели
народа. Неправильная преследует частные интересы. Монархия, аристократия,
полития - правильные формы. Тирания, Олигархия, Демократия (охло-кратия) -
неправильные формы. А. Описывал идеальное государство, придавая большое
значение вос-питанию граждан в добродетели. Исключает рабов, отстаивает частную
собственность, т.к. без нее не существует государства, как и без классово-го
деления. Возможно построить лучшее общество с помощью человеческого зна-ния и
воли, опираясь на государство - вывод из политической античной мысли.
Политическая мысль
средних веков 12 веков. Фома Аквинский - благословил строй общественного
неравенства и эксплуатации. Переход из сословий грешно, т.к. сословия
устанавливают-ся богом. Власть государя выводится из божьей воли. Но светской
власти починено тело, а душа подчинена божьей воле (церкви). Папа - наместник
бога на земле. Насколько бог выше человека, настольго власть бога выше светской
власти. Церковь боролась за власть (крестовые походы).
2
Родина Возрождения
- Италия. Появление экономического роста евро-пейских стран, развития городов,
технических изобретений, открытие сложного феодального способа производства.
Появляется огнестрельное оружие, печатный станок, компас. В центре внимания был
человек. Вы-двинута идея гуманизма. Человек - творец. Он познает мир и
совершенст-вует себя. Либерти - итальянский философ. "Кто всему выучился - нигде
не чужой". Не бог, а человек является создателем собственной судьбы. Человеку
дано владеть тем, чем он пожелает, и быть тем, кем он пожела-ет. "Корабль
дураков" - в котором ни чести, ни стыда. Основа нравствен-ности - труд, активная
научная деятельность. Человек - главная тема ли-тературы, искусства. Эпоха
Возрождения 14-16 вв. Гуманисты собирают памятники антич-ного искусства,
занимаются становлением капиталистических отноше-ний. Италия - колыбель новой
экономической мысли. Николо Макиавелли. Сложилось гражданское общество
(отрывание граждан от государства). Политика - борьба за удержание и завоевание
власти. Италия была раз-дроблена и Макиавелли считает, что бедствие из-за
политической раз-дробленности. Надо создать теорию объединения. Отвергает
средневеко-вую концепцию и заменил: государство носит светский характер.
Макиа-велли стал расширять государство, выводить теории на основе разума и
опыта, а не из этиологии. Лучшая форма государства - республика, но должна быть
монархическая власть. Труд "Государь" 1532 только при сильном государстве может
быть единым. Высший закон политики - бла-гополучие государства. Макиавеллизм.
М. указал на те принципы борьбы за власть, которая происходит в реальной жизни.
Идеи Макиавелли живы и сегодня: самые гнусные приемы борьбы за власть. Вебер
развивал учение Макиавелли. Политика - система политических интересов или
действий между государствами. То, что называется сейчас - национальный
интерес. Т. о. эпоха Возрождения дала новый взгляд на политику - борьба за
власть. Томас Мор - основоположник утопического социализма. Книга "Уто-пия" -
осуждаются воины, насилие. Государство управляется на основе этических
принципов. Томаса Кампанелла "Город Солнца". Гопс. Попытка вскрыть земную
сторону государства как продукт соз-нания людей. Государство - естественное
земное происхождение, создано людьми ради людей. Государство - особый механизм,
который создается человеком для сохранения своей жизни. Государство -
библейское чудовище (Левиафан), которое пожирает людей, которые способны на все
чтобы защитить идеи больших общест-венных идей. Государство было не вечно ,
возникало путем общественного догово-ра. Люди жили в вечных войнах. Принцип один
против всех, все против одно. Поэтому люди применяли принцип передачи власти
государству - собрание, которому подчинены все прочие. Все остальные -
подданые. Государство обладает всеми правами, при-надлежащими человеку. Цель
государства - упразднить естественное со-стояние человека при которой человек
человеку - волк. Задача - навести порядок. 3 формы государственного правления:
монархия, аристократия, демократия. Более современная форма - абсолютная
монархия. Т.о. вы-ражал интересы буржуазии. Джон Лок - идеолог социального
компромиса. 1688 в Англии государ-ственный переворот. Король бежит из страны и
власть у Вильгельма - ус-тановление конституционной монархии. Обосновал
контролирование в двух трактатах: 1) теория конституционной монархии, 2)
доказывает не-обходимость государственной власти с позиции общественного
договора. Отделил законодательную власть от судебной и исполнительной. Народ
остается суверенным, может не поддерживать политику государства. Од-ну ветвь
власти уравновешивают другие, чтобы не было тирании.
3 Резкое
ухудшение положения Франции, кризис феодальной системы. Французское
просвещение - для обозначения совокупности идеологи-ческих, политических,
экономических и социальных учений 18 в. во Франции направлено против феодального
строя и выражает интересы буржуазии. Монтескье, Вольтер -
правые. Философы: Дидро, Ламетри отстаивают интересы средних слоев. Ж. Ж.
Руссо - левый. Решающая роль разума. 18 в признан веком разума, а Вольтер
является главным представителем. Монтескье: рассуждение о причинах величия
римлян, происхождения государственного строя, природы законов. Характер народа
связан с при-родой. 3 формы природы: республика, монополия - приветствовал,
деспо-тия - отвергал. Значение Вольтера - против судебного произвола, за
равенство граж-дан. Ж. Ж. Руссо идеолог мелкой буржуазии. За равенство,
отстаивал мел-кую собственность, каждый народ свободен и он имеет право
расторгнуть договор и заключить новый, который удовлетворит его.
|