Лекция
18
Методика социальных
исследований. 1. Структура и программа социальных исследований. 2.
Генеральная и выборочная совместимость. Репрезентативность выборки. 3. Методы
сбора социальной информации: анализ доходов. Соци-альный спрос и их виды.
1. Респондент -
участник социального опроса. В социальном исследова-нии 3 этапа. 1.
Подготовительный (разрешение программы исследования) 2. Основной (проведение
эмпирических исследований) 3. Завершающий (обработка и анализ
данных)
Всякое исследование
начинается с постановки какой-либо проблеммы. Проблемма - это противоречия между
знаниями о потребностях. Решить проблему - получить знания, помогают решить
проблему. За-тем проблемную ситуацию переводят в формулировку проблемы, что для
этого нужно. 1. Установить наличие данной проблемы, есть ли показатель,
характе-ризующий эту проблему, есть ли факты для формирования пробле-мы. 2.
Вычислить наиболее существенные элементы проблемы. Какие со-циальные группы и
личности участвуют в возникновении и реше-нии этой проблемы. Как стимулировать
решение этой проблемы. 3. Вычленить элементы общей проблемы, ситуации,
которые не тре-буют определенных навыков (кафедральный журнал посещения
лекций). 4. Выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные
компоненты. 5. Анализ уже имеющихся решений таких же проблем.
Проблемы могут быть
описаны с помощью пяти характеристик: 1. Сущность проблемы. 2.
Организационное и физические нахождения. 3. Владение проблемой. Открытие и
закрытие темы. 4. Абсолютная и относительная величина (объем потребленного
рабо-чего времени, потерянные деньги). 5. Временные рамки. С какого времени
она возникла, эта проблема повышается или понижается.
Программы по
исследованиям проблем. 1. Теоретический раздел (цели, задачи, предмет,
объект). 2. Методические (обоснование методов выборки, методтка сбора
дан-ных). 3. Организационный (план исследований, распределение времени
ис-следования).
Цели и задачи
исследований. 1. Анализ причины. 2. Рекомендации по изменению
причин.
Объект и субъект
исследований. 1. Теоретическая интерпретация. Перевод проблемной ситуации в
сформировании проблемы. Проблему разлагают на составляющие, дается им оценка,
т.е. они могут быть исследованы количественны-ми методами. Выработка таких
понятий, которые доступны учету и регистрации. Эти понятия называются понятиями
- индикаторами. 2. Эмпирическая интерпретация. Для подтверждения
теоретических данных.
2. Методический раздел
программ - это методика сбора данных, т.е. про-исходит обоснование выборки.
Объект тождественным генеральной сово-купности (еси объект исследования
невелик). Существует выборка или генеральная совокупность (часть объектов
генеральной совокупности в целом). Число единиц в этой выборочной совокупности -
это объем вы-борки. Репрезентативность - свойство выборочной совокупности
воспроизво-дисть параметры и элементы генеральной совокупности, т.е. насколько
эта выбока достоверна. 1. В прогамме должна быть указан объект
исследований. 2. Является исследование выборочным. 3. Если это выборочное,
то явяление репрезентативное.
3. Наиболее
экономичным является метод анализа документов; эта ин-формация объективна, но не
все документы являются 100%-достоверными. Нужет еще опрос, наблюдение. Цели
документов не все-гда совпадают с целью преследуемой социологами. Большинство
данных документов не говорит о сознании. С помощью документов можно по-учить
данные о прошедших являениях. Метод сбора эмпирических данных, которое
заключается в целосном восприятии социальных факторов. Типы наблюдений. 1.
Включенное и невключенное. 2. Открытое и зкрытое. 3. Полевое и
лабораторное. Включенное наблюдение не всегда может быть достоверным, т.к.
мо-жет быть опастность объективности оценки, измененная реакция наблю-даемых.
Задача наблюдения усложняется тем, что ситуация наблюдается изменением со
временем, требует больших затрат времени, можно изу-чить лишь узкий круг людей,
сам факт наблюдения вызывает изменение поведения работников. Опрос (наиболее
распространенный метод). Устное/письменное обращнеи к респонденту. Письменный
опрос - ан-кета. Устный опрос - интервью. Используетсяв качестве контроля
дан-ных, полученных другими методами. При письменном опросе -
стандар-тизированные вопросы. Можно опросить больше людей, более большой объем
данных, но трудно пронаализировать, собрать анкеты, достигнуть условно-полный
ответ, респондент не всегда вопрос может понять. Интервью - личный контакт,
выяснение понятных вопросов, молое ко-личество опрошенных, много теряется
времени. Заключительный этап - интерпретация, анализ,
рекомендации.
|