Лекция
17
Социальные конфликты и
механизма их разрешения: 1. Причины, функции и субъекты социальных
конфликтов. 2. Динами ка социальных конфликтов. 3. Причина возникновения и
механизм разрешения конфликтов в трудовом коллективе.
1. Социальный конфликт
- неотъемлемая часть социальной жизни. Кон-фликт в переводе с латинского
обозначает сплачивание - это степень про-тивоположных целей, взглядов, позиций
оппонентов или субъектов хо-зяйствования. Социологи марксистское ириентации.
Конфликт - временное состоя-ние общества. Слелует достигнуть такого состояния
общества, когда конфликты исчезнут. Такое общество может быть при
коммунизме. Соцологи западной ориентации говорят, что существование общества
без конфликтов невозможно, конфлик - это необходимый элемент соци-альной
жизни. Зиммель, Дариндорф говорят о позитивный функциях конфликта. 1.
Образование групп и установление границ и поддержание структу-ры внутри групп и
межгрупповых отношений. 2. Поддержание баланса сил и сласти в обществе
вцелом, в группе. 3. Получение информации об окружающей среде. 4.
Стимулирования нормотворчества и социального контроля.
Природа и основные
участники конфликта. 1. Основу социального конфликта, согласно, марксизму,
сотавляет борьба за собственность. Политические факторы - следствие
эконо-мических факторов. 2. Конфликт может возникнуть всегда, когда есть
господствующие и подчиненные. Существует всегда стремление к заминированию.
Социальный конфликт - следствие социального неравенства (Да-риндорф).
Социальный конфликт - это
всегда борьба. 3 социальные группы - субъекты конфликта: 1. Первичные группы
- это непосредственные участники конфликта 2. Вторичные - стремятся быть
незаментными, но вносят вклад в раз-жигание конфликта. 3. Заинтреесованные в
разрешении конфликта. Основные субъекты конфликта - крупные социальные
группы, осо-беннов разжигании войн, где скрываются политические
интересы
1. Социологи
вырабатывают различные модели описания конфликтов. 4 стадии социального
конфликта: 1. Предконфликтная. 2. Конфликтная 3. Разрешение
конфликта. 4. Послеконфликтная.
1. Предконфликтная
стадия. Две фазы. 1) начальная - формирование конфликтной систуации,
накопление и обострение противоречий в силу расхождения интресов, ценностей. Это
скрытая фаза конфликта. 2) Преконфликтная. Начинается с повода. Две стороны
осознают раз-ность своих интересов. Появляются различные высказывания,
фор-мирование образа врага. 2. Конфликтная стадия. Действия направленные на
блокирование дос-тижения противостоящей стороной цели. Максимальное
использо-вание сил. 1) Информационная форма применения силы. 2) Физические
силы. 3) Социальный статус (доход, уровень власти, престиж). 4) Деньги,
территория, сторонники, лимит времени. На этой стадии происходит переоценка
ценностей. Программы поведения: 1) Достижения своей цели за счет другой
группы 2) Снизить уровень напряженности, но но саму конфликтную ситуа-ции
сделать открытой. 3) Искать способы полного разрешения конфликта. 3.
Послеконфликтная. Возможно частичное или полное разрешение конфликта. При
частичном - изменение внешнего поведения, но со-храняются внутренние установки.
Современная конфликтология сформировала условия разрешения конфликта: 1)
Своевременный точный диагноз причины. 2) Обоюдная заинтериесованность в
разрешении конфликта. На основе взаимного признания правоты одной из
сторон. 3) Совместный поиск преодоления конфликта. (переговоры) Механизмы
для понижения конфликта: 1) Во время переговоров приоритет должет отдаваться
сновным во-просам. 2) Стороны должны стемиться снять психологическую
напряжен-ность. 3) Сторонники должны демонстрировать взаимные отношения
челове-ка. 4) Преобразование скратого в открытый конфликт. 5) Все
участники переговоров должны бвть скланны к компромису. 4. Послеконфликтная
стадия. Устранение противоречий, ликвидация социально-психической
напряженности.
Политический конфликт -
конфликт по поводу распределения власти, доминирование влияния авторитета.
Социально-экономический конфликт - по поводу средств обеспечения, по уровню
доходов. Возникновение конфликта в трудных коллективах - разные
причины. Социально-экономические факторы конфликта: 1. Стремление одних
коллективов удовлетворить свои социальные потребности за счет ущепления
потребностей других коллективов. 2. Несоответствие заработной платы затратам
физическим и умствен-ным. 3. Сокращение социальных услуг, рабочих мест. 4.
Неудовлетвориельные условия труда.
Критерии трудовых
конфликтов: 1. Конфликты бывают деловые, личностные. Деловые - служебные,
производственные конфликты. Личностные - антипатии, наемники. Деловые а
личностные. Личностные а деловой конфликт. 2. Тактический критерий
(оправданные/неоправданные). 3. По результату канликты бывают мобилизующие
деятельность кол-лективов и дезорганизующие. 4. По направленности
(горизонтальные, вертикальные), т.е. между подчиненными и
руоководителями.
Пути предупреждения
конфликтов в трудовых коллективах. 1. Выявление и устранение условий причин,
способов возникновения конфликтов. 2. Выяснение цели, преследующие
конфликтными сторонами. 3. Улучшение условий труда. 4. Поывшение
квалификации и переквалификация рабочих в связи с реорганизации трудовой
деятельности. 5. Проведение социальных исследований психического климата
коллектива. 6. Привлечение рабочих и служащих к ьподготовке и принятию
реше-ний. 7. Развитие гластности в деятельности администраторов. 8. При
формировании коллектива учитыаются психонравственные со-вместимости, возрастные,
политические
пристрастия.
|