Лекция
14
Предмет социалогической
науки. Его функции и уровни. 1. Предмет и объект социальной науки. Функции.
Уровни соц. знания.
Общество как
специфический объект действительности - объект познания социологии. Социология -
socio - общество, logos - учение. В качестве специального термина введена фр.
Социологом Огюстом Контом во II половине XIX века. Объект исследования -
общество, вся совокупность свойств - связи между людьми
социальные. Разграничивать можно по предмету исследования, в каждой есть
раз-дел по изучению общества: философия, культурология, этнография и
т.д. Предмет социологии - связи и отражения топологизированных поли-тических
социальных систем (личностных, социальных групп, общности, клоссов, народов,
племен) на уровне их функционирования. Социология - это наука о
закономерностях функционирования соци-альных систем. Она изучает социальную
деятельность людей и типологи-зирование личностей, групп и общества в
целом. Объект и предмет социологии связан с понятием "социальное". Подход
был различен: Маркс: Социальное - поведение индивидов в рамках конкретных
групп (семья, класс, народ). Общественное - речь шла об обществе и
взаимодействии со стороны общества: политической, идеологической, социальной,
культурной. В СССР - в системе общественных и гуманитарных наук доминирует
"общественный", отсюда "политэкономика", "история КПСС". Западная социология
- понятие "общественный" в науке не использу-ется "Социальное" применяли в обоих
значениях, в эмпирическом (взя-тых из опытов) смысле этого слова. Акцент делали
на разработку частных проблем социологии. Применяли термин "социетальный" -
характеристика общества в це-лом и отдельных его сторон (экономика, социология,
политология). В нынешнее врмя "социальный" тождественнен понятию
"обществен-ный". Базовой катерией социологии является социальная общность.
Это группа, класс, слой, нация, коллектив, семья и др. через которые
реали-зуются социальные роли индивидов, их статус, все что можно ограни-чить,
понятие социальное действие и социальный процесс.
Функции социологии. 1.
Теоретико-познавательная (гноссиологическая). Связано с полу-чением научного
знания в обществе, в отдельности и в целом. 2. Организационно-управленческая
(праксиологическая). Выработ-ка рекомендаций, использование в управленческой
деятельности для решения практичеких задач на различных социальных
уровнях. 3. Прогностическая. Отражает возможные перспективы, будущих
ре-зультатов в развитии социальных процессов. 4. Идеологическая. Отражение
различных социальных интересов, классов, групп населения. 5. Аксиологическая
(философская). Связана с оценкой социального общества, и отношения в этом
обществе.
Социология отличается по
функциям и предмету от философии и дру-гих наук.
Задача социологии. -
получение объективныхконкретных знаний о социальных процес-сах. - Предвидение
последствий. - Характеристика типологии социальных групп.
Предметом - социальные
явления, многократноповторяющиеся на раз-личных уровнях социального развития
общества.
Социология
рассматривается на уровнях: 1. Общество в целостном виде (как систему). 2.
Социальный институт. Организационная форма определеных групп людей (государство,
церковь, наука, семья, класс и др.) 3. Социальная группа. Услойчивое
объединение людей в процессе со-вместной деятельности (подготовка кадров). 4.
Типологизированная личность - личность рабочего, крестьянина, студента и т.д. в
общественных его характеристиках.
Соответственно различным
уровням функционирования существуют уровни: 1. Макроуровень - социальные
системы и происходящие социальные процессы в больших системах. -
образование - физкультура и спорт. - экономика 2. Микроуровень -
исследует небольши группы и происходящие вних социальные процессы локального
уровня.
Социологические знания
подразделяются и по другим критериям. 1. Теоретическая социология. Это
объяняющая социальную реаль-ность на уровне общих и специфических
закономерностях его функционирования. 2. Эмпирическая социология - направлена
на получение конкретной инормации в какой либо общности людей. Четкой линии
между теоретической и эмпирической социологией нет. Чаще они дополняют друг
друга.
Уровни социологического
знания. 1. Широкие социологические терии. 2. Теории среднего уровня. 3.
Теории эмпирического уровня.
Ѓ ШСТ используются как
мостик между теоретической и эмпириче-ской социологией. 1) Специфические
теории, связанныес социальной структурой обще-ства. 2) Теории изучающие
деятельность социальных институтов (социаль-ные управления, образование,
семьи). 3) Социальные теории, включающие основные виды человеческой
деятельности (социология труда, досуга, быта). 4) Теории на стыке социологии
и других общественных наук, права, экономическая социология, социология
политики, медицины. 5) Социологические теории, изучающие отношения (аномалии)
пове-дения людей: алкоголизм, наркомания, проституция.
Выделяют фундаментальные
и прикладные уровни. Социология - одна из фундаментальных наук об обществе,
закономер-ностях функционирования и развития общества. Изучает связи в
общест-ве. Ее выводы подвергаются оценке на практике.
Этапы становления
социологической мысли. Возникновение социологии как науки - 30-е гг. XIX
века. I этап - с появлением первых социальных теорий. Период зарождения
социологии как науки. Создатели О.Конт, Герберт, Спенсер, Макс Вебер, Эмиль
Дюрькгейм, Карл Маркс. II этап - с 20-40 годы ХХ века. Между двумя мировыми
войнами. Раз-витие эмпирической социологии, внедрение методов социологического
исследования в сферу производства и политическую практику. Гюстав Лебон,
Фердинанд Теннис, Чарльз Кули, Эйон Мейон. III этап - с 40 гг. после Второй
мировой войны до современных дней. Усиление теоретической социологии и
стремление к преодолению разры-ва между теоретической и эмпирической
социологией.
Первый этап. Идейно
теретические предпосылки уходят в утопиче-ский социализм. Ш. Фурье, Апри
Сен-Симон, Р. Оуэн. Стремились свя-зать свои теории с практическим обоснованием
общества. Анри Сен-Симон. Наука о человеке была годательной, и нужно было
возвести ее в степень основанного на наблюдении. Огюст Конт. Служил у
сСент-Симона. Ему принадлежало авторство теории "социология". "Наука об обществе
должа оперироваться на эмпи-рические факты, как и естественные науки. Основные
методы - наблюде-ние, опыт, эксперимент. Он основал напрвление позитивизм - одно
из направений социологического знания. Герберт Спенсер. (1820-1903). Автор
социологии - биологического те-чения социологии. Теория основана на принципах
Дарвина: понимание общества как живого организма, копирование биологических
законов; социальная эволюция - борьба за существование в биологической среде. Он
использовал понятие взимодействия в биологии в анализе социальных явлений. Это
привело к развитию натурализма. Маркс Вебер. (1864 - 1920). Групный немецкий
социолог, в основе его теории стоит понятие "идеальный тип" - необъективная
реальность, а теоретическая конструкция. Учение Вебера о идеальных типах легло в
основу "понимающей социологии". Город - человеческая конструкция. Люди наполняют
эту конструкцию идеальным содержанием. И от этого планирования (человеческого
будущего) зависит бедущее. Эмиль Дюркькгейм. Предпринималась попытка
понимания общества как социальной реальности, складывающейся из совокупности
реальных фактов. Реальность - первична, а подчиненные ей виды - вторичны.
Соци-альные факты: материальны, строго наблюдаемы, между социальными фактами
устанавливаются отношения причинности. Основал социоло-гизм. Карл Маркс,
Фридрих Энгельс. Маркс - основоположник экономиче-ского направления
социологии 1) Признаки законодательности общественного развития. Признание
действия в обществе устойчивых событий, явлений в жизни. 2) Принципы
детерминизма, существование наследственных связей. Учение о производственных
силах (экономических). 3) Постулат прогрессивного развития общества. Принцип
прогресса - движение вперед. Смена социальных революций.
II этап. После Второй
мировой войны. Фердинанд Тённис. Сопоставил два типа общественных связей: 1)
об-щинные (характеризуют дешевную близость людей, личные пережива-ния); 2)
общественные (связаны с обменом, торговлей, урбанизацией). Использовал два
термина: община и ощество. Это использовал для раз-граничения между традиционным
и современным обществом. Первое по-нятие применялось в крестьянской общине,
второе для индустриального общества. Различия. Первое понятие предполагает,
что люди живут в соостветст-вии с мирскими ценностями, в соответствии с общинным
принципом. Второе основано на стремолении людей к личной выгоде. В первом
гос-подствовали религиозные ценности, обычаи, во втором формальные за-коны,
светские ценности. В основе первого лежит семья, община, второго - крупные
корпорации. Гюстав Лебон. Разделял теорию толпы. Толпа - группа людей,
вооду-шевленными общими чуствами и готовые идти за своим лидером. 2 вида толпы:
1) однородная: классы, секты, касты; 2) разнородная: парламент-ское собрание,
уличная толпа. Толпа - разрушительная сила и человек теряет свою
индивидуаль-ность, заряжается общим настроением, утрачивает чувство реальности,
призыв лидера - единственное чему подчиняется этот человек. Фредерик Тейлор
(американский социолог) создал систему НОТ (на-учная система организации труда).
Явление рестракционизм - это ограни-чение социальное, рабочим выработки через
крупповое блокирование норм формальных с помощью норм неформальных. Цель:
воспрепятство-вать повышению норм выработки с целью понижения
расценок.
Если в 19 в. веке центром
социологии является Западная Европа, то с 20-х гг. ХХ века и после Второй
мировой войны США прочно удерживает позицию лидера в мировой
социологии. Выделяют конкретные эмпирические исследования: Хоторнские
эксперименты социологического исследования. Элтон Мейо. Главной задачей было
изыскание дополнительных факторов по-вышения эффективности производства. Ученые
разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и конкретную. Изманили
условия рабо-ты в экспериментальной группе: освещение рабочих мест, температуру,
число перерывов и т.д., а также повысили социально-психологические условия,
открыто явление неформальной организации труда коллектива. Сформировалась
доктрина человеческих отношений. В ее основе ле-жат принципы: 1. Человек -
социальное существо и включен в групповое поведение. 2. С природой человек не
совместим. Жесткая иерархия и бюрократи-ческая организация подчиненности. 3.
Руководили ориентацией на удовлетворение потребностей людей: достойная
заработная плата. 4. Производительность труда будет более эффективной, если
эконо-мические стимулы будут подкреплены социально-психологическими.
Демократический стиль управления.
Создаются новые средства
повышения эффективности труда: группо-вое просвещение служащих, сопричастное
управление, групповые реше-ния. Разработка проблем мотивации
поведения Абрахан Маслоу на ее основе разработал иерархическую теорию
по-требности. Они бывают основные и производные. Основные: пища, оде-жда, жилье.
Производные: порядок, справедливость. Все потребности от низших
филологических (вербальная связь) до высших (научные философские
знания). Потребности каждого уровня становятся актуальными после
удовле-творения предыдущих уровней. Харнберг. Разработал теорию мотиваций.
Означает, что только внут-ренние факторы (содержание работы) повышает
удовлетворительность. Внешние факторы (заработная плата, стиль управления)
малозначимы, не оказывают на произодственность труда.
III этап. Развитие
социологии идет в направлении социального эволю-ционизма. Сформировалась теория
индуствиального общества, на осно-вании противопоставления традиции и
современного общества. Теория индустриального общества Авторы Раймонд Аалоу,
Уолт Рос-тоу. ТИО описывала поступательное развитие общества как переход от
аграрного традиционного общества с натуральным хозяйством и сослов-ной иерархией
к промышленному индустриальному обществу. Для него характерны: 1. Развитие
систематического разделения труда в обществе при силь-ной его специализации в
конкретных сферах производства. 2. Формирование общества массового
потребления. 3. Механизация производства и управления. 4. НТР. С точки
зрения этой теории основная черта индустрии обуславливает поведение во всех
сферах жизни, а телько в сферах организации управле-ния производства. С точки
зрения Марскса: в основе развития общества лежит способ производства
материальных благ. Создание материальных благ в условии частного присваивания
орудий труда приводит к расколу общества на классы. Некомунистические
манифестанты провозглашали эволюционный путь борьбы, отрицали революцию.
Эволюционная теория выгоднее сегодня чем коммунистическая.
Теория
постиндустриального общества появилась в 70-е годы. (Дани-ель Белл, Бжезинский,
Тоффлер). Основные стадии общества: 1. Аграрная стадия. Преобладание
первичных сфер экономической деятельности, т.е. с/х. Цель - власть. Господство
священников и феодалов. 2. Индустриальная стадия. Развитие промышленности.
Цель - деньги. Бизнесмен. 3. Постиндустриальная (технотронная или
сверхиндуствиальная). Индивидуальное производство. Цель - знания - это
главный престиж-ный фактор. Ученые, менеджеры, консультанты.
В настоящее время: 1.
Неопозитивизм. 2. Неомарксизм. 3. Понимающая социология. 4. Проблемы
глобализации
|