Лекция
11
СМИ и коммуникации. 1.
Понятие, структура, функции и средства политической коммуникации. 2. СМИ -
главный канал политической коммуникации. Полити-ческая манипуляция.
1. СМИ и
комммуникациии входят в политическую систему общества и играют в ней большую
роль. До 50-х годов ХХ в. под термином "комму-никация" - чаще с добавлением
средства - мосты, телефоны, телеграф, железные дороги, почтовая служба. Они
соединяют стану в единое целое. Развите прессы, особенно радио, телевидения и
интернета - современное общество связано еще большим количеством контактов. Все
это сплачи-вает людей в единое целое. Этот процесс обеспечивает целостность и
раз-витие общества - массовая коммуникация. С английского "массовая
коммуникая" - массовое общение. В полити-ческой системе общение приобретает
политический характер, т.е. массо-вая политическая коммуникация. Сама природа и
сущность политики превращает ее в неотъемлимую часть политического процесса,
требую-щую единства воли и устремлений множества людей. По определению политика
Шванценберга - "Политическая коммуникая означает то же, что кровообращение для
организма человека". Условия коммуникации. 1. Наличие не менее 2-х
участников политического процесса, пре-имущественно информационного характера.
Отправитель информа-ции (почта, телеграф) - коммуникатор, а получатель (человек,
учре-ждение, группа) - реципиент. 2. Осознанность реципиентом политической
информации. Лю по-разному (часто в искаженном виде) получают информацию. А
кол-лективный (массовый) характер требует сознательности, и даже творчества и
инициативности людей. В результате очень важно осознать и освоить
политику. 3. Наличие обратной связи от реципиента к коммуникатору, на всех
звеньях и уровнях коммуникационного процесса. Для СМИ обрат-ная связь
необязательна. А без обратной связи массовая политиче-ская коммуникация
невозможна. И характерно взаимодействие или бездействие, взаимопонимание или
непонимание.
Структура политической
коммуникации. Это связи и отношения, что формируются вокруг источника
информа-ции. Различают официальные и неофициальные СМИ: Официальные источники
информации: 1. Государственные институты (учреждения) - представлены
руково-дителями, президентом, руководителями ВУЗов, или информацион-ные отдепы
со связи с общественностью. 2. Государственные национальные СМИ: -
радио - печать - телевидение - издательство - кино 3. Незавичимые
и оппозиционные партии и общественные движения, СМИ от этих движений или
самостоятельно существующие. - русское радио 4. Корпоративные
структуры. - общественые группы - корпоративные струкотуры - органы
центристских партий - рекламные и профессиональные агентства 5. Зарубежные
СМИ: - радио ВВС, голос Америки - ТАСС - Белта
Неофициальные источники
информации: 1. Межличностные или формальные контакты действующим по
поли-тическим вопросам. Они происходят в: - студенческих группах -
митингах - дисскусии в общественном транспорте - собрания - споры 2.
Изобразительное искусство, театр, музыка. Они приносили большие дивиденты.
Присуждение Нобелевских премий. Спорт.
Функции политической
коммуникации: 1. Информационная. Распространие в обществе сведений, знаний о
политической системе, государстве, строе, внутренней и внешней политике. 1)
способ - вербальный (словесный) - речи лидеров - статьи, книги (через
знаково-языковые формы) 2) способ - невербальный - мимимка тела -
диапазон речи - смех - язык этикета и поведения 2. Социализационная.
Удовлетворение потребности в информаци, налаживание и расширение межличностных и
групповых контактов. Она необходима для ориентации в мире социальных средств,
задач. Усвоения социального опыта. Ааптация личности, сопричастие ин-тересов,
особенно к той группе членов, которые пользуются автори-тетом. Певращение
человека в сознательного члена общества, соци-ум. 3. Регуляционная.
Вырабатывает оптимальный механизм взаимодей-ствия между элементами политического
системы: - организациями - корпорациями - гражданской и политической
властью. Главную роль играет право, традиции. 4. Контактная. Выводится из
функции поделиться информацией, трансформировать информацию.
Массовые коммуникации
имеют двухступенчатый характер: услышал - передал - обсудил. Массовые
политические коммуникации располага-ют средствами: 1) Организации, движения,
корпорации, партии и партийные системы, государственные общественные институты.
Все общественные еди-ницы осуществуляют функции канала информации. 2)
Неформальные каналы - слухи - сплетни - молва - анекдоты -
графити (на заборах) - шаржи. Они несут как правило недостоверную
информацию: Слухи: 1) мечта (амеракинская мечта, мечта о светлом
будущем) 2) пугало 3) разделитель (в Москве все преступления от
кавказцев). В РБ широ-кое распространение получило графити.
2. Средтва СМИ: -
совокупность предприятий, учреждений, организаций, созданный для публичной
передачи сведений с помощью специальных техни-ческих инструментов. -
Звуко-радиостанции - Пресса - Радио - Телевидение СМИ - не только
средства массовой коммуникации, но и канал связи. Выступают составной частью
канала коммуникаций. Они формируют и изменяют взаимоотношения в обществе. СМИ
часто выносятся на первый план, асредства массовой коммуникации на
второй. Он. Де Бальзак называл СМИ четвертой властью. Исторически СМИ вышли
на политический рынок, как орган политической печати, а затем все расширяли
печатные издания. Газеты приучили читателей чувствовать себя участниками
событий. С появлением печатной техники, появляются теле-радиотехника, и вошли в
круг жизни людей. СМИ сегодня влияют на общество, общественное сознание,
сегодня - это главное средство избирательной кампании. СМИ создают новый спо-соб
создания власти, теледебаты между гражданскими и политическими деятелями. СМИ
могут привлечь к суду общественных лидеров, руково-дителей политических
институтов. Но это реально лишь при условии не-зависимости СМИ от власти, и это
возможно в демократических государ-тсвах. При тоталитарном режиме - изоляция СМИ
от граждан. Аппозиция не может предотвратить это. Различают: 1.
Рациональный эффект воздействия - напровлен на разумного чело-века. Это модель
массовой коммуникации, которая расчитана на формирование убеждений и
аргументация на основе логики. Прак-тикуется состязательность. 2.
Иррациональный эффект воздействия (эмоциональное воздействие). Широко
используется при тоталитарно-авторитарном режиме. Эмо-ции заменяются на
разум. - разжигание национальной и религиозной розни. - Методы
психического внушения, основанного на страхе.
СМИ располагают огромными
функциями: 1. Информационная 2. Социализация 3. Регуляторная 4.
Контактная
Собственно функции
СМИ: 5. Политической манипуляции - скрытое управление политическим сознанием,
поведением людей. Действовать или бездействовать во-преки собственному
мнению. 6. Критики и контроля. Основано на авторитете общественного мне-ния.
Жрналистскипе расследования. В РБ многие газеты тоже могут проводить
расследования, критика, но критика должна быть разо-брана. 7.
Воспитательно-образовательная. Реализация через формирование, подбор, подачу
информации на воспитательно-образовательные те-мы. Передачи детские, молодежные,
по внешней политике. 8. Защита общества от власти. Информирование людей о
незаконном поступках чиновничего аппарата, защищать права простых людей. 9.
Эмоциональной разрядки (шоу, концерты, опера, балет). 10. Утилитарная.
Передачи типа "Смак", "Юный натуралист".
В настоящее время СМИ
разделяются на: 1. Печатные СМИ - газеты - журналы - книги -
листовки Газеты - наиболее массовые, несут политические знания, оценки,
не-сут политические настроения. Можно читать то. Что нравиться, можно читать
вторично, читать в любом месте. Недостаток печатных изданий: не оперативно и
быстро реагируют на событие, не столь близка к межличностному общению, их читают
индивидумы.
2. Электронные СМИ -
радио - телевидение.
Можно слушать
коллективно, обсуждать, заниматься хозяйственными делами. Недостаток: каждый
домысливает и часто образы не совпадают с дей-ствительностью. Телевидение
дает зрительную картинку. Но она дает меньше свободы в осмыслении информации,
остаются воспоминания, и часто не помним точного содержания.
Политическое
манипулирование. Это способ социального управления. Оно осуществяется
незаметно, не влечет за собой жертв, крови. Особенно эффективно в политической
борьбе за власть. Основы политической манипуляции - социально-исторические и
политичекие мифы. Это иллюзорные идеи, придуманные, нереальные (в СССР - борьба
за светлое будущее).. Частная собствен-ность - главный источник зла, Маркс,
Ленин - единственно правильные, капитализм - загнивающий. Полуправда - что-то
недоговоренное, что частичное. Сгущение красок в выгодных местах
информации. Наклеивание ярлыков - фашисты, националисты. Спираль молчания.
Фрагментарность
информации.
|